Каждый родитель проходит через этап адаптации ребенка к саду, когда необходимо идти на работу, а малыша приучать к социальной жизни. Многие родители совершают здесь ошибки, которые мешают спокойному привыканию ребенка к новым условиям. Представьте себе, что вы никогда не выходили из дома – и тут вы покидаете родные стены, попадая в огромный, шумный, людный мир. Для ребенка 2-3 лет детский сад является таким же непознанным и страшным миром, как и все остальное, что находится за пределами дома. Вот почему эффективными здесь становятся рекомендации для родителей и советы психолога.
Адаптация ребенка к саду
У многих родителей возникают проблемы при отводе ребенка в детский садик. Каждое утро превращается в целую страшную историю, когда малыш плачет, истерит, не хочет кушать, одеваться и идти. Адаптация ребенка к саду занимает определенный период времени. Если родители и воспитатели совершают здесь ошибки, тогда первый опыт социального привыкания становится неудачным и запоминается надолго.
Проблемы при адаптации к саду возникают по причине того, что ребенок впервые кардинально меняет свою жизнь. Если дома ему уделялось всецелое внимание, он мог сам решать, в какие игрушки играться, его кормили вкусно, он мог не спать, если не хотел, то теперь его режим меняется. Он вынужден подчиняться чужим взрослым, подстраиваться под некий режим, соблюдать правила и не получать той ласки, которую получает дома. Ребенок должен привыкнуть к данным изменениям, поскольку вскоре ему идти в школу, где его пожелания и капризы еще меньше будут учитываться.
Поскольку ребенок кардинально меняет свой распорядок дня, он должен к этому привыкнуть. Если родители и воспитатели его в этом не поддерживают, тогда данный процесс становится еще более тяжелым. Во-первых, не следует требовать от ребенка спокойствия. Даже взрослые люди, когда у них кардинально меняется жизнь, переживают, пребывают в стрессовом состоянии. Во-вторых, следует успокаивать малыша и устранять его страхи, которые часто обостряются в данный период.
Ошибкой многих родителей является то, что они игнорируют или принижают значение переживаний, которые происходят с малышом в период адаптации. Они не замечают, как их ребенок нервничает, боится, волнуется. Нередко он начинает заболевать или у него расстраивается аппетит, сон. Если родители пускают все на самотек, продолжая «насиловать» малыша походами в детский садик, еще больше усугубляют ситуацию.
Адаптация ребенка 2-3 лет к детскому саду
Впервые ребенок приходит в детский садик в 2-3-летнем возрасте. В этот период адаптация становится самой тревожной. Если обратить внимание, то многие детки идут с интересом в новое место. Рядом находится родитель, который держит за руку и показывает новое место, где есть много игрушек и деток. Естественно, ребенка это увлекает, он переключает свое внимание, начинает играться. Именно в этот момент родители часто без прощания уходят, оставляя ребенка в детском садике, чтобы избежать плача и истерик, если они скажут, что должны оставить ребенка. А теперь представьте, как себя чувствует малыш, который начинает искать маму или папу, с которым пришел в детский садик, а тот вдруг внезапно исчез.
Малыш ощущает себя ненужным, брошенным или потерянным. Для него это стресс, поскольку он думает, что потерялся навсегда. Но тут возвращается родитель и забирает ребенка. На следующий день малыш будет плакать при одном упоминании о том, что он идет в детский садик, поскольку уже пережил тот стресс, когда потерялся. Теперь оставить его в детском саду будет очень сложно, поскольку он просто боится, что за ним не вернутся (и он не знает, во сколько это будет).
В первые дни адаптации у разных детей наблюдаются различные расстройства. Это вполне нормально для периода адаптации.
- Оскудневает словарный запас. Ребенок молчит.
- Отгораживается от окружающих. Сидит в сторонке и наблюдает.
- Перестает играть.
- Теряет навыки самообслуживания.
- Становится замкнутым, нервным, необщительным.
- Снижается познавательная активность.
- Ребенок становится либо заторможенным, либо слишком активным.
- Меняется домашнее поведение.
- Снижается аппетит.
- Сон становится беспокойным.
- Появляются болезни вследствие понижения иммунитета из-за стресса.
Вполне нормальны такие признаки, которые проявляются в ребенке в первые дни адаптации. Успешное привыкание к детскому саду отмечается тем, что ребенок постепенно выходит из своего «заторможенного» состояния, начинает играть, общаться с детьми, слушаться воспитателей, нормализуется его сон и аппетит. Обычно это занимает около месяца. Некоторым деткам нужно 4 месяца, чтобы привыкнуть.
Как адаптировать ребенка к саду?
Самое активное участие в адаптации ребенка к саду принимают родители. Привыкание должно происходить еще до того, как он пойдет в ДОУ. Нужно рассказывать интересные истории о том, как будет ребенку в детском садике, говорить о новых знакомствах с детьми, прогуливаться вокруг детского садика и наблюдать за другими детками, которые уже в нем находятся, играть в ролевые игры «Детский сад» и т. д. Адаптировать ребенка к саду легко, если заранее ему рассказать о том, что его там ждет и как быстро он будет возвращаться домой к родителям.
Хорошо, если родители первые дни, когда ребенок начинает посещать детский садик, будут рядом. Пока он знакомится с новыми детками и общается с воспитателями, рядом должны быть мама или папа. Это даст ему уверенность и защиту, пока он только знакомится с новой обстановкой.
Сайт психологической помощи psymedcare.ru акцентирует внимание на том, что детям легче привыкается, если они заранее подготовлены к детскому саду, а также физически являются здоровыми. Поскольку любой ребенок первое время напрягается и переживает стресс, его силы будут брошены на восстановление эмоционального равновесия.
Будет благоприятным, если родители научат ребенка самым элементарным навыкам самообслуживания до вступления в детский сад. Он будет уметь одеваться, застилать кровать, самостоятельно принимать пищу и т. д. Это избавит его от необходимости срочно обучаться данным навыкам в детском саду.
Также рекомендуется родителям за пару месяцев до первого прихода крохи в детский сад изменить его режим дня. Узнайте в ДОУ, какого режима дня они придерживаются, и создайте такой же режим в домашних условиях, чтобы малыш к нему привык. Чем больше дом будет похож на детский садик, тем легче ребенку будет к нему привыкать.
Если необходимо, то позвольте ребенку взять в детский садик его любимую игрушку, чтобы она не только его защищала, но и создавала ощущение, что о нем не забыли.
Рекомендации для родителей
Родители совершают очень много ошибок в период, когда их дети только привыкают к новым детсадовским условиям. Это лишь усугубляет процесс адаптации, делая ребенка агрессивным и нервным. Вот почему необходимо знать все этапы адаптации ребенка к саду, а также рекомендации, которые можно дать для родителей.
Подготовка ребенка к детскому саду проводится путем доброжелательного общения с ним о том, что его ожидает. Ошибкой является мнение взрослых о том, что ребенка необходимо сразу оставлять одного в новом учреждении. Психологи говорят о необходимости мам и пап первое время оставлять ребенка на 1-2 часа или на полдня, а иногда вместе с ним оставаться в группе. Пока малыш не узнает новой для себя обстановки, необходимо щадяще относиться к его детсадовскому режиму.
Максимально приблизьте режим дня ребенка в доме к режиму, которого он будет придерживаться в детском садике. Это не заставит его дополнительно адаптироваться к новому режиму, помимо того, что все в детском садике является для него новым.
Общаясь с малышом о детском садике, необходимо всегда отзываться только в положительной манере. Как говорится, учите ребенка искать что-нибудь хорошее в той ситуации, где ему бывает плохо.
Пока малыш проходит адаптационный период в детском саду, необходимо стать терпеливыми и менее требовательными к нему. Если еще и дома он будет переживать и находиться в стрессе, это только усугубит его душевное состояние. Родители должны окружить малыша заботой, он должен чувствовать, что делает все правильно, а также нужен маме и папе, которые просто иногда не находятся с ним рядом.
Очень важными становятся поступки родителей в момент адаптации ребенка к саду. Если они его поддерживают, искренне общаются, раскрывают свои планы («Я приду за тобой через 2 часа. Это когда маленькая стрелочка будет на цифре 12»), тогда уровень тревожности снижается. Ребенок все равно пребывает в стрессе, однако он уверен в остальных вопросах.
Советы психолога
Со своей стороны психологи тоже дают советы, которые помогут в адаптации ребенка к саду. Учитывая особенности маленьких людей, они во многом перекликаются с рекомендациями педагогов. Однако здесь можно найти что-то новенькое.
- Подготовка ребенка к саду. Заранее следует сочинять сказки о том, как герой пойдет в детский садик, где ему сначала будет грустно, однако он там найдет много новых друзей, с которыми будет весело.
- Спокойное настроение. Отправляясь в детский сад, необходимо быть спокойными. Если мама плачет или переживает, каково будет ее ребенку в детском саду, данное настроение передастся малышу.
- Легкое расставание. Было замечено, что дети с одними родителями расстаются быстро, а с другими – мучительно. Если отправлять ребенка в детский сад с родителем, с которым он легко расстается, тогда данный процесс будет быстрым.
- Обозначьте время возвращения. Родители обязательно должны говорить ребенку о том, когда они за ним вернутся. При этом не следует опаздывать.
- Ритуал прощания. Хорошо, если ребенок со своими родителями придумает ритуал прощания, после которого они спокойно и решительно будут расставаться. Совершили определенный жест – и решительно уходите.
Психологи не рекомендуют родителям делать следующее:
- Ругать малыша за то, что он плачет.
- Высмеивать или обсуждать в его присутствии его переживания.
- Пугать детским садом.
- Отрицательно отзываться о садике, воспитателях или воспитанниках.
- Обманывать ребенка о том, когда его заберут.
Нередко психологическая помощь необходима не только ребенку, но и его родителям. Есть очень любящие мамы, которые сами готовы лить слезы, когда их дети отправляются ежедневно в детский садик. Это не помогает в процессе адаптации. Родителям следует верить в возможности ребенка, который является сильной личностью. У него все получится, родители должны быть в этом уверены.
Прогноз
Невозможно заранее поставить прогноз тех мероприятий, которые совершаются воспитателями, родителями и детьми. В каждой ситуации итог становится непредсказуемым. Многое зависит от внешних обстоятельств, психических и физических особенностей ребенка, поведения родителей и воспитателей.
Если взрослые воспользуются рекомендациями данной статьи, они значительно снизят переживания ребенка, которые он непременно будет ощущать. Невозможно заранее избавить малыша от стресса. В любом случае придется пройти процесс адаптации в первые дни пребывания малыша в детском саду. Однако при активном участии родителей данный процесс может стать менее долгим.
Рекомендуется общаться с воспитателями своего ребенка. Ваши меры по адаптации малыша должны быть согласованными и подкрепляющими. Хорошо, если воспитатель вашего ребенка заинтересован в стабилизации психического состояния ребенка и занимается данным вопросом. Если же воспитатель игнорирует переживания малыша, тогда следует задуматься о переводе ребенка в другую группу.
Успешное привыкание ребенка к саду характеризуется тем, что он постепенно возвращается к своему привычному настроению, активно общается с детками и воспитателями, играется, хорошо спит, кушает и не болеет. Данные факторы указывают на то, что ребенок адаптировался. Опыт поможет ему в дальнейшем точно так же адаптироваться к школе, где тоже будут новые условия, дети и учителя.
Если же процесс адаптации проходит медленно, эмоциональное и физическое состояние ребенка ухудшается, тогда следует привлечь психолога. Меры родителей и воспитателей не помогают, значит, они в чем-то ошибочны. Чтобы еще больше не навредить ребенку, следует посетить психолога не только крохе, но и его родителям. Даже на данном этапе малыш нуждается в присутствии мамы и папы.