Бихевиоризм как наука о поведении и направление в психологии

Направление в психологии бихевиоризмНа современном этапе развития психологии достаточно сложно представить ее как целостную независимую науку. Связь психологии с другими дисциплинами очевидна и неоспорима. Наиболее заметное влияние на развитие психологического знания оказано естествознанием и биологией. В процессе становления психологии возникали различные направления, которые выдвигали свои представления, принципы осмысления душевной жизни и аспекты того, что понимается под психической реальностью.

Очень сложно описать бихевиоризм в психологии кратко и понятно. Он считается одним из важных направлений, которое в начале 20 века имело революционное значение для развития и становления психологии как фундаментальной науки в общем.

Классический бихевиоризмБихевиоризм — это направление в психологии, которое отрицало наличие сознания у индивида как самостоятельный феномен и отождествляло его с поведенческими реакциями человека на разнообразные раздражители внешней среды. Представители доктрины считали, что практическое изучение сознания возможно только посредством объективного рассмотрения поступков и действий. Иначе говоря, те чувства, мысли и эмоции, которые испытывает человек в процессе жизнедеятельности, сводятся к двигательным актам, а они, в свою очередь, вырабатываются на основе предыдущего житейского опыта.

Определение понятия

Английское слово behavior буквально переводится как «поведение». В общем понимании, представители бихевиоризма занимаются изучением реакций человека и животных. В основе метода лежит исследование раздражения и ответных двигательных актов.

НеобихевиаризмБазовая идея заключается в том, что в основе психологического знания лежит не сознание, а поведение. Систематический бихевиористский подход допускает, что поведение состоит из рефлексивных действий, реакций на определенные внешние раздражители, последствий индивидуального опыта, таких как наказание либо подкрепление, в совокупности с текущим мотивационным состоянием и ограничивающими стимулами контроля. Главную роль в предопределении поведения, по мнению бихевиористов, играют средовые факторы, хотя важность наследственности при этом не опровергается.

Концепция бихевиоризмаЦентральной категорией этого направления является понятие стимула. К нему принято относить любое внешнее воздействие на личность. При этом оцениваются как исходные обстоятельства, так и подкрепление или наказание, которые могут выражаться в конкретных действиях, словесном реагировании, а также эмоциональных ответах окружающих людей. Субъективное индивидуальное чувствование и переживание в данной ситуации не опровергаются, но ставятся в зависимость от сторонних влияний и побуждений. Бихевиористический подход рассматривает личность человека как результат осознания и проработки им последствий своего поведения.

История возникновения

Наука р поведении бихевиоризмДолгое время основным методом изучения психики человека считалась интроспекция. Еще в начале 20 века исследователи психологического знания оперировали такими субъективными категориями, как чувства, эмоции, которые невозможно было подвергнуть предметному анализу. Главными недостатками используемого понятийного аппарата того времени были: отсутствие экстроспективных измерений и разрозненность получаемых данных, которые невозможно было связать в единую концепцию.

На этой почве возникает новый подход, который опровергает все субъективное и делает своей задачей перевести умозрительные измышления гуманитариев на язык предметного наблюдения. Согласно основоположникам бихевиоризма, такие понятия, как «осознание», «страдание», «переживание» не могут называться научными, поскольку являются продуктом самонаблюдения.

В основу теории бихевиоризма как науки о поведении легли идеи Джона Локка о появлении на свет человека, который в процессе жизни формируется как личность под влиянием окружающей среды.

Идеи Джона Уотсона

Бихевиоризм и возрастная психологияВ противовес сложившимся в тот период идеям, американский психолог Джон Уотсон в 1913 году предложил схему, которая объясняет поведение всего живого на земле с помощью двух взаимодействующих составляющих: стимула (S) и реакции ®. По его мнению, любой стимул, направленный извне, вызывает реакцию живого организма.

Данные элементы подвергались измерению и их легко можно было описать. Уотсон как основатель направления провозгласил: «Поток сознания мы заменим потоком активности». При этом активность — внешняя и внутренняя — описывалась как реакция, к которой относились объективно фиксируемые изменения организма: двигательные акты, секреторная деятельность и т. п. Стимул (S) порождает реакцию ® и от него зависит характер данной реакции.

Что такое бихевиоризмОсновываясь на этом положении, Уотсон пытался разработать программу по управлению поведением человека. Он считал, что при верном подходе можно полностью предсказать социальное поведение личности, а также контролировать и формировать людей определенных профессий, воздействуя на окружающую среду.

Широкую известность приобрели исследования Уотсона, проводимые на младенцах. Им были определены три инстинктивные реакции, заложенные в человеке природой — это страх, гнев и любовь. Уотсон утверждал, что остальные ответные поведенческие реакции являются следствием наложения на первичные. Процесс формирования сложных моделей поведения не был сформулирован ученым, но его идеи были популярны в социальной психологии и социологии.

Теория Павлова

Говоря о бихевиористике, в психологии нельзя не отметить существенный вклад в это учение Павлова. Именно на его идеях возникали все принципы поведенческой психологии. Русский психолог пытался изучать пути формирования условного рефлекса у собак. Им было выявлено, что у животных на базе безусловных рефлексов возникают соответствующие поведенческие реакции. При этом опытным путем было доказано, что используя внешние раздражители возможно сформировать приобретенные, то есть условные (возникающие при определенных условиях) рефлексы. Это делает вероятным корректирование существующих реакций, а также выработку новых моделей поведения.

Исследования Торндайка

ЬтмовалитволаЭдвард Ли Торндайк считается непосредственным основоположником школы бихевиоризма. Ученый ставил свои эксперименты на грызунах и птицах. Его исследования были нацелены на спасение из «проблемного ящика». Ящик представлял собой экспериментальное сооружение, в котором находились лабораторные животные. Если испытуемым удавалось выбраться из заточения, то они получали положительное подкрепление. Исследования Торндайка позволили сделать вывод, что животные строят свое поведение на основе метода «проб, ошибок и случайного успеха». Этот феномен он предложил назвать оперантным обучением.

Торндайк считал мотивационной побудительной силой поведения не внешний стимул, а проблемную ситуацию, то есть те средовые условия, для приспособления к которым субъект не имеет готовой поведенческой реакции и вынужден ее создать собственными усилиями.

Необихевиоризм

Радикальный бихевиоризмВ 30-х годах 20 века появляется новая ветвь в общем бихевиоральном направлении — необихевиоризм, который внес в классическую схему S (стимул) — R (реакция) промежуточный фактор. Основная идея Толмена сводилась к тому, что на поведение человека помимо стимула оказывают влияние различные внутренние мотивы, цели, познавательные карты, намерения и т. п. Было доказано, что поведение может возникать, видоизменяться и совершенствоваться без внешних стимулов или их изменений.

Представления Скиннера

Бихевиоризм в россииОдин из наиболее авторитетных основоположников направления — Скиннер в 60-х годах 20 века предположил, что поведение может формироваться по другому принципу: определятся не стимулом, а вероятностными последствиями поведения. Им предполагалось, что человек или животное, обладая благоприятным опытом, будет пытаться повторить его, или же, напротив, избегать, если проба имела негативные результаты. Таким образом, вероятностные последствия управляют субъектом. Контролировать поведение можно, если подкреплять желаемые реакции вознаграждением или наказывать за нежелательные действия.

Эта теория легла в основу разработанного Скиннером программированного обучения, предусматривающая пошаговое овладение деятельностью. Взаимосвязь «проблемная ситуация — реакция» имеет определенные признаки:

  1. проблемная ситуация;
  2. противостояние организма;
  3. активные действия в поисках выбора;
  4. научение методом упражнения.

Важно отметить, что Торндайк воспринимал сознательное стремление живого организма к цели как побуждающую причину, а не как феномен, требующий объяснения и изучения.

Идеи Торндайка более всего способствовали формированию бихевиорального течения. При этом сам ученый не относил себя к бихевиористам, а называл «коннексионистом» (англ. connection — связь).

Концептуальные положения

Бихевиоризм уотсонаБихевиоризм в классическом понимании исследует преимущественно внешние проявления поведенческих реакций, при этом практически нет разделения между рефлексами человека и других живых существ. Вся психическая деятельность приравнивается к ответным двигательным реакциям организма. Умственная деятельность и мышление отождествлялось с речевой и двигательной активностью, а эмоциональные проявления характеризовались через призму внутренних процессов индивида или другой живой особи.

В рамках этого течения не уделялось внимания изучению сознания, поскольку не представлялось возможным разложить его проявления на двигательные акты.

Цели бихевиоризмяЛичностная концепция также не была сформулирована, поскольку считалось, что формирование личности представляет собой процесс научения: подкрепление одних вариантов поведения и устранение других. Важным для бихевиористского подхода было проанализировать: как происходило научение индивида в предшествующем опыте и какие условия способствовали сохранению демонстрируемого поведения в настоящий момент.

На развитие бихевиоризма в 20 веке существенное влияние оказали естественные науки и физика. Родоначальники направления и их последователи стремились использовать в своих разработках методы естествознания.

Были выдвинуты следующие методологические подходы:

  • наблюдение за поведением в лабораторных, искусственно создаваемых и поддающихся управлению условиях;
  • наблюдение поведенческих реакций в естественной среде.

Основные эксперименты проводились с использованием животных, а полученные данные и выявленные закономерности также считались свойственными человеку. Впоследствии такая методика была подвергнута острой критике в особенности по причинам этического характера.

Основные положения

Основоположником бихевиоризма Уотсоном были сформулированы основные положения, на которых базировалось и развивалось это направление.

  • Предметом изучения психологии является поведение и реакции живых существ.
  • Психологические и физиологические аспекты жизнедеятельности индивида определяются посредством поведения.
  • Поведение живых существ рассматривается в качестве комплексных реакций организма на внешние раздражители (стимулы).
  • Выявив характер стимула, можно предугадать поведенческую реакцию на него и определенным образом контролировать поведение не только животных, но и людей.
  • Все реакции можно разделить на два вида: условные рефлексы, которые формируются в процессе жизни, и безусловные — передающиеся по наследству.
  • В результате обучения происходит закрепление успешного реагирования на конкретные раздражители и, путем многократного повторения, переход этих поступков в автоматизмы. Таким образом, благодаря условным рефлексам осуществляется формирование навыков.
  • К навыкам следует относить также мышление и речь.
  • Память — это механизм, с помощью которого происходит запоминание и удержание необходимых навыков.
  • На протяжении всей жизни человека в зависимости от изменений условий окружающей среды происходит процесс формирования новых психических реакций.
  • Не существует установленных закономерностей в становлении психики детей на разных возрастных этапах. Таким образом, отрицается возрастная периодизация развития.
  • Эмоции являются лишь реакциями на различные стимулы внешней среды.

В современной психологии теории бихевиористов не пользуются популярностью, при этом широко применяются направления, которые сформировались на основе бихевиоризма и необихевиоризма, например, когнитивная психология, рационально-эмоционально-поведенческая терапия, поведенческая психотерапия и т. п.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓