С каждым годом процесс десоциализации становится явным. Если ранее механизм наблюдался только у лиц, которые имели психические отклонения (что является взаимосвязанным и естественным), то на сегодняшний день даже здоровая личность может деградировать. Примеры часто отмечаются среди детей и подростков, которые более подвержены асоциальному поведению. В чем же причины данного явления?
Под десоциализацией понимается деградация личности, которая возвращается к доличностным формам или асоциальному поведению. Сайт психологической помощи psymedcare.ru отмечает тенденцию развития десоциализации в том, что у человека имеются объективные и субъективные причины:
- К объективным причинам можно отнести серьезные заболевания, психические отклонения, невозможность выходить в социум и адаптироваться к нему.
- К субъективным причинам относятся часто протестантский характер, когда человек идет против общественных норм и моральных ценностей социума.
Стоит ли говорить о том, что десоциализированная личность не принимается обществом и даже вынуждена изолироваться от него? Конечно, даже у «белой вороны» найдутся соратники. На сегодняшний день распространенными стали различные секты и группировки лиц по интересам, которые ведут асоциальный образ жизни. Человек не остается один в своей беде. Однако это не помогает ему достичь процветания.
Что такое десоциализация?
Вернемся к рассмотрению понятия. Что такое десоциализация? Дословно она переводится как отсутствие, утрата социализации. Человек по определенным причинам утрачивает социальные навыки и общественный опыт, что впоследствии отражается в его деятельности и проявлении потенциала.
Десоциализация противоположна социализации, когда человек утрачивает моральные и общественные ценности, рамки, роли, образ жизни и пр. Такая личность постепенно отгораживается от социума и той группы людей, к которой ранее принадлежала. Теперь она может перейти в другую группу, где находятся такие же десоциализированные личности, как и она, либо полностью изолироваться.
Десоциализация может происходить как добровольно, так и не по воле человека. К недобровольным причинам можно отнести психические заболевания, длительные болезни организма, арест и пр. К добровольным причинам, когда человек сам принимает решение десоциализироваться, относятся отпуск, изоляция, потеря интересов и пр.
Различают различные уровни десоциализации, от самой легкой, когда человек дезориентируется в социальной ситуации, до тяжелой, когда индивид полностью теряет связь с социальной средой. При тяжелой форме десоциализации речь уже не может идти о возврате социальных навыков, ролей, норм и ценностей.
Причинами тяжелой десоциализации могут стать особые условия, в которые попал человек:
- Прохождение военной службы.
- Попадание в тюрьму, колонии или концентрационные лагеря.
- Попадание в психоневрологические интернаты или психиатрическую больницу.
Десоциализация личности
Десоциализация личности – это обратный процесс социализации, при котором ранее социализированный человек теряет свои навыки и способности. Это социализация, но только в обратном направлении. Здесь выделяют такие уровни:
- Первичная десоциализация, которая происходит в малых группах. Взаимоотношения разрушаются с родителями, друзьями, родственниками и т. д.
- Вторичная десоциализация, которая осуществляется на уровне государственных учреждений, администрации, начальства. Здесь человек не способен справиться с социальными проблемами.
Десоциализацию личности можно выявить по таким признакам:
- Отстранение от прежних норм, правил поведения, ценностей.
- Отстранение от группы лиц или всего социума, отказ от выполнения социальных ролей.
Десоциализация может произойти как в молодом возрасте, так и во взрослом. Если десоциализация происходит во взрослом возрасте, то зачастую индивид разрывает социальные отношения с некоторыми группами лиц, а остальные остаются сохраненными.
Тяжелая форма десоциализации развивается в экстремальных условиях, когда индивид под внешним давлением и прессингом теряет моральные устои и социально приемлемые нормы поведения. Это происходит в ситуациях, в которых человек вынужден находиться: тюрьмы, лагеря, больницы и пр.
В процессе всей жизни человек вынужден постоянно обучаться и меняться. По мере своего роста и взросления он меняет одни роли на другие, отказывается от прежних привычек, заменяя их другими, изучает новые нормы и ценности, чтобы отказаться от прежних. Это позволяет развиваться, прогрессировать, получать новый опыт и знания. Данный процесс называется ресоциализация.
Человек в процессе жизни может либо десоциализироваться, либо ресоциализироваться. Ресоциализация проявляется, когда человек изучает, познает, меняет старое на новое. Десоциализация возникает, когда человек отказывается от нового и даже приобретенного старого ради возвращения к чему-то первоначальному.
Ресоциализация и десоциализация бывают интенсивными и поверхностными, глубокими и соответствующими жизненным циклам индивида.
Причины десоциализации
Рассматривая причины десоциализации, следует понимать, что у каждого человека имеется своя история. Социализация формируется в процессе жизни человека, который посещает специальные учреждения, направленные на становление будущих членов общества. Так, дети ходят в детские сады и школы, а подростки – в школы и высшие учебные заведения. Здесь они не только получают знания, но и приобретают социальный опыт, с которым потом выходят во взрослый мир.
Однако на каждом этапе могут возникнуть сложности. Главными причинами детской и подростковой десоциализации являются неполная социализация и стрессы. Ребенок больше подвержен стрессу, нежели взрослый человек, его психика еще нестабильна. Вот почему в процессе социализации может возникнуть обратный процесс – десоциализация.
Может наблюдаться у человека любого возраста частичная десоциализация, которая является следствием длительной болезни, отпуска, изоляции или ухода из прежнего коллектива. Человек теряет связь с социумом по различным причинам. В итоге он утрачивает навыки, которыми ранее обладал. Однако данный процесс обратим, если человек вернется в социум и восстановит свои умения и знания.
Еще одной причиной десоциализации могут быть различные «вредные» привычки в виде:
- Сидения в социальных сетях.
- Просмотра телевизионных передач.
- Долгого пребывания в виртуальном мире.
Реальная жизнь подменяется виртуальной, несуществующей. Поскольку человек длительное время находится в данных сферах, он теряет адекватные социальные навыки, становясь дезадаптированным к социуму. Данный процесс также обратим, если человек решит изменить свой образ жизни.
Причинами десоциализации детей являются неблагоприятные условия для развития и неправильное воспитание в семье. Если родители, к примеру, постоянно ограждают ребенка от проблем, создают тепличные условия, то они лишают свое чадо возможности изучить мир и научиться с ним взаимодействовать. Впоследствии ребенок не сможет выполнять элементарные действия и решать легкие проблемы.
Еще немаловажной причиной десоциализации детей и подростков является личный пример тех людей, на которых они стараются быть похожими. К примеру, если родители сами являются асоциальными, то их чада возьмут с них образцы для подражания.
В подростковом возрасте десоциализация является следствием попадания ребенка в определенную субкультуру, где пропагандируются различные асоциальные нормы поведения. Происходит это за счет ограждения от институтов, которые внедряют социальные нормы и рамки, и присоединения к группам, где пропагандируется асоциальное поведение. Это можно назвать формой социализации, но только в асоциальных направлениях.
Даже взрослый человек может встать на путь десоциализации. Факторами, способствующими данному процессу, могут быть:
- Смерть близких.
- Различные аддикции.
- Потеря работы.
- Наличие личностных расстройств или психических заболеваний.
- Участие в военных действиях.
- Попадание в тюрьму, концлагерь и т. д.
Прочими причинами десоциализации являются:
- Злоупотребление наркотиками или алкоголем.
- Бегство от реальных проблем, с которыми человек не может справиться, от социального давления.
Десоциализация детей и подростков
Первичная социализация происходит внутри семьи, в которой дети воспитываются и получают первые социальные навыки и понятия о нормах. Если первичная социализация происходит успешно, тогда ребенок становится готовым к вторичной социализации на уровне групп, институтов и целой государственной системы. Десоциализация детей и подростков часто отмечается вследствие неправильного воспитания, через которое они проходят в семьях.
На сегодняшний день существует много семей, которые не могут дать полноценного и адекватного воспитания своему ребенку. Это приводит к различным общественным последствиям:
- Наркомании.
- Раннему материнству.
- Алкоголизму.
- Ранним половым беспорядочным связям.
- Внебрачным детям.
- Преступности.
- Насилию в семье и т. д.
Ребенок растет в неблагополучной семье и пытается сопротивляться, что порой приобретает асоциальные формы поведения.
Выделяют типы неблагополучных семей, приводящих к десоциализации детей:
- Педагогически некомпетентные.
- Аморальные.
- Конфликтные.
- Асоциальные.
Если ребенок воспитывается в нечеловеческих условиях внутри семьи, тогда у него наблюдаются различные отклонения как на физическом, так и на психологическом уровнях. Он не способен адекватно приспособиться к социальной жизни, поскольку не видит образца для подражания, который бы передавал все нужные навыки.
Общей чертой всех детей и подростков, живущих в неблагополучных семьях, является десоциализация (нарушение социализации):
- Воровство.
- Неспособность приспособиться к новой, чужой, незнакомой среде.
- Агрессивность.
- Половая активность.
- Лень.
- Утрата интереса к обучению и труду.
- Потеря ценностей, морали и нравственности.
- Отсутствие духовности и стремления к саморазвитию.
- Наличие вредных привычек.
Примеры десоциализации
Простым словом десоциализацию называют деградацией. Примеров такой деградации существует большое количество:
- Употребление наркотиков или алкоголя, когда человек ни о чем более не думает, как о новой дозе.
- Уход в монастырь. Данная форма кажется духовной. Однако такой добровольный отказ от социальной жизни часто связан с неспособностью индивида справляться с жизненными проблемами.
- Употребление нецензурных слов, оскуднение словарного запаса. По большому счету человек не использует в своей речи более 100 слов, большая часть из которых включает нецензурную лексику.
- Неспособность человека трудиться. Такой индивид постоянно ищет работу, а когда находит, то не может ею заниматься. Отсутствие трудовых навыков и адаптации приводит к десоциализации.
- Преступление. Это является формой десоциализации, когда индивид идет против правил общества.
- Проституция. Также является формой десоциализации, где главной остается половая жизнь.
- Уход в религию, секту, определенную группировку. Распространенной формой поведения конкретной группировки является антисоциальная, которая борется против привычных правил общества.
Итог
Десоциализация означает отказ человека от социально принятых норм и правил с целью ухода в другую, антисоциальную среду. Это может происходить как добровольно, так и вынужденно. В большинстве своем человек прибегает к данной форме развития, когда не способен справиться с теми жесткими условиями жизни, в которых он пребывает. В итоге он становится дезадаптированным, то есть изгоем общества.
Если взрослый человек сам должен отвечать за собственные решения, то жертвами десоциализации являются дети и подростки. Они просто попали в среду, которая не способствовала их нормальному воспитанию и развитию, чем должны заниматься и устранять общественные организации.