Психология и функции конфликта — кто виноват и что делать

Конфликт является частым и нормальным явлением среди людей, несмотря на то, что большинство трудно справляются с его наличием. Конфликт нормален для людей просто потому, что у каждого человека имеется свое мнение, которое он желает отстоять и сделать самым правильным. В этом и заключается суть психологии конфликта – наличие противоречий. В зависимости от того, в каком направлении будет развиваться конфликт, выделяют различные его функции.

Кто виноват?

Как обычно поступают люди, когда им что-то не нравится, они сталкиваются с некой проблемой, их что-то расстраивает? Они ищут виноватых. Им нужно знать, по чьей вине произошла неприятная ситуация, которая вызвала в них отрицательные чувства. И обычно этими «виноватыми людьми» становятся окружающие. У каждого человека виноватыми становятся все, но только не он сам. И к этой идее его чаще всего подталкивает не собственный эгоизм и желание обвинить кого угодно, но только не самого себя, а его убеждения и видение ситуации, когда ему кажется, что он делает все правильно.

На каждую ситуацию у любого человека есть свое мнение. И, естественно, каждый думает, что его мнение самое правильное (ведь иначе бы он думал что-то другое, а не то, что он думает). Выходит, что ситуация одна, а у каждого человека, который в ней участвует, свое мнение по этому поводу. Неудивительным становится, что люди, сталкиваясь своими мнениями, которые не находят поддержки у оппонентов, начинают ссориться. Обычно скандал, ссора или спор – это столкновение двух мнений, которые противоречат или в чем-то опровергают друг друга. И, что самое удивительное, каждая из сторон по-своему права. Вы правы и ваш оппонент прав, даже если ваши мнения по одному и тому же вопросу противоречат друг другу. Именно нежелание услышать и хотя бы принять противоположную точку зрения, не меняя своего мнения, приводит к тому, что возникают конфликты, после чего вам кажется, что вы правы, а ваши оппоненты неправы.

Психология и функции конфликта - кто виноват и что делать

Вместе с тем в неприятные ситуации подключаются эмоции. Обычно они сигнализируют человеку о том, что ему нравится, а что не нравится. Но люди не понимают природы возникновения своих эмоций, поэтому им кажется, что они показывают им, насколько они правы или неправы. И если у вас есть какое-то аргументированное убеждение по конкретному вопросу плюс отрицательная эмоция, то вы считаете, что вокруг люди ошибочно думают, но ваша мысль самая верная.

Не ищите виноватых, лучше поищите причину в себе.

Обычно в любой ситуации виноваты все участники, которые принимали непосредственное участие в происходящем. И если вы хотите решить проблему, больше не возвращаться к случившемуся, то лучше сконцентрировать внимание на том, что делаете вы, а не другой человек. Что делаете вы для того, чтобы начался скандал, ссора или возникла проблема? Не ищите виноватых среди других людей, они так же виноваты, как и вы. Но пусть они сами разберутся в том, что они сделали неправильного, в то время как вы разберетесь с тем, какие ошибки были совершены лично вами.

Читайте еще:  Насилие в семье

К примеру, такая ситуация: на вас кто-то кричит, при этом говорятся неприятные для вас вещи. В этот момент ссора только зарождается. И в зависимости от того, какой будет ваша реакция, ситуация начнет развиваться в ту или иную сторону:

  1. Если вы начнете кричать в ответ или применять физическую силу, то ссора естественным образом наберет свои обороты. Вы будете кричать, на вас будут кричать. В итоге каждая из сторон останется при своем мнении, считая оппонента неправым и виноватым в возникновении скандала.
  2. Если вы сделаете вид, что ничего не заметили, или молча послушаете то, что вам сказали, как вы думаете, будут ли на вас кричать? Сможет ли другой человек на вас кричать в то время, как вы молчите и даже киваете головой в знак того, что вы слушаете его? Вы можете сказать: «Я услышал ваше мнение. Я подумаю над ним, потому что у меня на этот счет своя точка зрения. Но спасибо, что вы высказали мне то, что думаете по этому вопросу». Как вы считаете, будет ли другой человек кричать на вас, когда вы не кричите в ответ на его выпады?

Видите, как может развиваться ситуация в зависимости от того, как вы будете поступать. Во-первых, в ссоре виноваты всегда как минимум два человека: один ссору провоцирует, а другой поддерживает его в игре. Во-вторых, на вас вина в любой ситуации лежит за то, как вы поступили: поддержали вы чей-то спор или решили «погасить» ситуацию за счет того, что не пошли на открытую конфронтацию. Если бы вы поддержали спор и начали в ответ кричать, то ваша вина заключалась бы в том, что вы развили ссору, а не промолчали или не сделали вид, что ничего страшного не произошло.

Психология и функции конфликта - кто виноват и что делать

Понимайте, что в любой ситуации, где вы принимали непосредственное участие, есть и ваша вина. То, как вы поступили, что сказали, о чем подумали – все это только «распалило» негативную ситуацию. Поэтому лучше подумайте над тем, что вы сделали для того, чтобы проблема развилась и произошло что-то неприятное. Позвольте другим людям самим решать, в чем заключалась их ошибка, а вы тем временем подумайте над тем, как вы поспособствовали тому, что произошло нечто плохое и неприятное.

Не тратьте время на поиск виноватых, потому что это не приведет к решению проблемы.

Люди обычно защищаются, когда им прямо говорят о том, что они в чем-то виноваты. Однако вы можете потратить свои силы на то, чтобы заметить свои ошибки и исправить их, больше не повторять. Тогда в следующий раз, когда возникнет похожая ситуация, вы поступите правильно, из-за чего ваш оппонент тоже не натворит ошибок, за которые придется горько расплачиваться. Следите за собой (за тем, что вы делаете, думаете и говорите), потому что вы виноваты так же, как и другой человек. Но для того чтобы ситуация больше не повторялась в вашей жизни, вам нужно исправить свои ошибки, потому что люди могут сменять друг друга, но если вы ведете себя неправильно, то с кем бы вы ни общались, вы будете попадать в одни и те же ситуации.

Читайте еще:  Нигилизм социальный и правовой

Что такое конфликт

Конфликтом называет процесс противоречия между людьми на различных уровнях. Обычно затрагиваются внутренние эмоции и интересы собеседников, чтобы между ними разгорелся конфликт.

Нет ни одного человека, который бы не сталкивался с конфликтами в своей жизни. Они происходят в любых отношениях: дружеских, родственных, любовных и даже рабочих, деловых. Вполне нормально следует относиться к конфликтам, поскольку это всего лишь индикатор того, что:

Психология и функции конфликта - кто виноват и что делать

  1. У собеседников имеются разные взгляды на происходящее и способы его решения.
  2. У оппонентов имеются различные цели и желания.
  3. У собеседников имеются различные убеждения в отношении единого вопроса.

В конфликте должны быть как минимум два участника, объект (из-за которого ведется конфликт) и даже действия (когда хотя бы один из участников совершает поступки, затрагивающие интересы или пространство второго; а если оппонент отвечает тем же, то конфликт усугубляется).

  • В образовании конфликта играют роль конфликтогены – слова, поступки или их отсутствие, которые производят оппоненты.
  • Предметом конфликта становится реальная или надуманная проблема.
  • Мотивом конфликта становится внутренние побуждения оппонентов, с какой целью они заострили внимание на теме.
  • Образ конфликта у каждой стороны свой, часто угрожающий личному мнению.

Функции конфликта

У конфликта как у процесса есть свои функции. В зависимости от того, как оппоненты себя ведут, к каким результатам приходят, какое отношение проявляют друг к другу, конфликт носит позитивный или негативный характер.

При позитивном ведении конфликта участники стараются сотрудничать. Они понимают, что их мнения и взгляды различаются, но стремятся найти такое решение общей проблемы, которое будет устраивать обоих.

Функциями при конструктивном конфликте являются:

  1. Снятие напряженности между участниками.
  2. Создание гармонии.
  3. Побуждение к изменениям.
  4. Проявление лояльности.

Если же участники только спорят, настаивают на своем, не слышат друг друга, переходят на личности, угрожают или оскорбляют, тогда конфликт усугубляется, а проблема не решается. Здесь рассматриваются такие функции неконструктивного конфликта:

Психология и функции конфликта - кто виноват и что делать

  1. Уменьшение сотрудничества, снижение желания общаться.
  2. Снижение работоспособности, неудовлетворенность.
  3. Дача позиции врага своему оппоненту.
  4. Желание больше никогда не контактировать с другой стороной.
  5. Возрастание враждебности между сторонами.
  6. Утверждение в своей позиции и оппозиция к второй стороне.
  7. Стремление к победе, а не к решению ситуации.

Конфликт сам по себе является не только нормальным явлением, но и положительным процессом. Все зависит от участников, которые в нем присутствуют. Если оппоненты будут нацелены на решение проблемы, то их конфликт поспособствует нахождению новых путей ее решения, заставит проявить творческое начало, активизирует потенциал каждого.

Читайте еще:  Концепции развития личности

Управление конфликтами

Причиной конфликта может стать любой вопрос или противоречие, которое возникает между людьми. Однако причины всегда лежат глубже – в желании управлять ситуацией и всегда оставаться правыми. Что ж, конфликт возникает у любого человека во всех отношениях с окружающими людьми. Остается только научиться не предотвращать его, а сводить к логическому концу.

Повсеместно можно наблюдать привычку людей противостоять мнениям, которые в чем-то не согласуются с их точками зрения. Люди ссорятся, спорят, скандалят, пытаясь доказать свою правоту. Но каков результат? Каждая сторона все равно остается при своем мнении, но отношения между ними теперь разрушены.

Так, нужно ли портить отношения только потому, что у другого человека есть мнение, которое не согласуется с вашим? Что важнее – ваша правота или отношения с другим человеком?

Ответы на данные вопросы иногда могут «отрезвить» человека, прежде чем он начнет конфликт с другой стороной. Несомненно, вы хотите доказать правоту собственных суждений. Но если из-за такой демагогии нарушится крепость ваших отношений, согласны вы будете потерять все? Ведь ваш оппонент останется при своем мнении все равно. А вы всего лишь потешите свое самолюбие тем, что будете доказывать свою правоту. Стоит ли ваше мнение того, чтобы испортить отношения с конкретным человеком? Задайте себе этот вопрос прежде, чем вступать в полемику.

  1. Не боритесь с мнением, противоречащим вашим взглядам. Принимайте факт того, что у всех людей есть свое мнение. Чье-то мнение будет совпадать с вашим, другое мнение может противоречить ему. В этом нет ничего страшного. Если вы перестанете бороться, а примете факт того, что у других людей может быть свое мнение, вы только укрепите отношения с ними.
  2. Другие люди имеют право жить, согласно собственным взглядам. Такие же права имеются и у вас. Никто не вправе указывать вам, но и вы лишены права командовать. Если просто принять разность мнений между вами и другими людьми, если позволить окружающим думать так, как им удобно, тогда вы только укрепите с ними отношения.
  3. Не боритесь с мнением, противоречащим вашим взглядам. Вы имеете право высказать личное мнение. Но если видите, что человек продолжает бороться за свою точку зрения, тогда он еще не готов вас услышать либо у него есть веские основания думать иначе, не так, как вы ему предлагаете. Позвольте другим людям думать так, как им удобно. Главное, что думаете вы! Главное, чтобы ваши идеи и взгляды вам помогали жить. А другие люди, если захотят, сами поинтересуются вашим мнением, когда увидят, что они ведут вас к успеху и счастью.

Не следует бояться конфликтов и стараться их избегать. Во время конфликта вы и противоположная сторона высказываете свои мнения, что дает понимание позиции каждого. В самом конфликте нет ничего плохого, если научиться в нем решать проблему, идти на компромиссы, слышать чужую точку зрения и уважительно относиться к оппонентам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Худей с нами