Каждый человек проходит через процесс воспитания – когда родители, воспитатели, учителя и окружение в целом пытаются развить в ребенке полезные качества и навыки, принятые в обществе. Психология воспитания детей является отдельной наукой, которая рассматривает особенности человеческого развития. Особенно важным воспитание становится в 2, 3, 4 и 5 лет, поскольку уже после 7 лет, как утверждают многие специалисты, можно лишь корректировать человека.
Каждый родитель занимается воспитанием своего ребенка. Это естественно, поскольку ребенок является еще чистым, незнающим и неумеющим. Однако специалисты сайта психологической помощи psymedcare.ru говорят о том, что процесс воспитания является длительным, непрерывным и сложным процессом. Можно сказать лишь то, что все родители совершат ошибки в воспитании своих детей. Невозможно за всем уследить и все понимать.
Что такое воспитание детей?
Воспитание детей – это определенный процесс привития маленьким людям навыков, качеств и взглядов на жизнь. Воспитываются дети для того, чтобы они были приспособленными к тому обществу и времени, в котором родились. Отсюда следует понимать, что в разные времена существовали различные методы и способы воспитания. То, что было правильно в былые века, уже может быть неверным для современного общества, которое живет по другим правилам и в иных условиях.
Все чаще можно увидеть плоды воспитания уже в подростковом и более взрослом возрасте. Мужчины становятся инфантильными, женщины – капризными, дети – агрессивными и злобными. Это является следствием воспитания, через которое они проходили. Самое страшное — методы у большинства родителей одинаковые. Все читают книжки и умные журналы, по которым стараются воспитывать собственных детей. Результат получается тот, который можно увидеть сейчас во взрослом мире или мире детей-студентов.
Родители занимаются воспитанием из благих намерений. Они желают обучить детей быть такими и вести себя так, чтобы выживать и достигать хоть каких-то успехов. Но сами взрослые зачастую являются «недоразвитыми детьми», которые каждый раз начинают возмущаться и быть агрессивными, когда им перечат. А ведь перечить родителям – одна из составляющих любого развития.
Существуют три фактора в воспитании:
- Родительское предписание «Так должно быть»: нужно чистить зубы, учиться и т. д.
- Родительское предписание «Как это нужно делать»: вот так нужно чистить зубы, учить уроки и т. д.
- Ответ ребенка на родительские предписания: «Не хочу, не буду». Он сопротивляется многому, чему его обучают.
Это является нормальным этапом. Ребенок не всегда будет послушным. Но взрослые почему-то не понимают этого и желают, чтобы чадо им всегда подчинялось.
Поскольку дети отнимают много сил и времени, большая часть людей хочет «приструнить» их, чтобы те не мешали заниматься другими делами. Ребенка превращают в пугливую собачку, которая будет выходить из своей конуры, когда ее позовут. Родитель не желает тратить время и силы, когда у него голова забита другими заботами. Здесь люди нередко прибегают к тем мерам воспитания, которые разрушают жизни детей.
Следует отметить, что именно воспитание ребенка влияет на то, каким человеком он вырастет. А мамы и папы могут предсказать последствия своих мер? Они обучают детей тому, что «считается хорошим», по мнению общества. Но есть и то, чему взрослые обучают помимо своей воли, когда становятся обиженными или злыми на детей, которые их не слушаются. Родители часто сами превращаются в детей, которые капризничают или угрожают собственным чадам. Есть семьи, в которых детей бьют. Какими людьми они вырастут? Насколько счастливыми и успешными они будут в результате?
Родители «калечат» своих детей. Нет ни одной семьи, которая бы вырастила действительно здорового, сильного, адекватно мыслящего и приспособленного к взрослой жизни человека. В каждой семье наблюдается своя трагедия, которая проявляется в том, что ребенок имеет какие-то комплексы, психические травмы, страхи, убеждения, мешающие ему жить полноценно, и т. д.
Будучи неправильно воспитанным, каждый взрослый человек думает, что своих детей он уж точно воспитает так, как надо. Но когда проходит время, становится заметным, что и сам, будучи родителем, совершил немало ошибок, которые теперь скажутся на образе жизни родных детей. Исправить порой становится сложно то, что уже сделано. Еще труднее выработать стратегию воспитания ребенка, который в будущем вырастет идеальным примером счастливого, успешного и сильного представителя. Родители будут и дальше «калечить» своих чад теми мерами воспитания, которые применяют. Однако можно избежать некоторых ошибок, если о них знать.
Приведем следующие 7 ошибок родительского воспитания, которые уже имеют свои негативные последствия:
- Лозунги: «Победила дружба», «Главное – участие, а не победа». Подобные фразы часто используются на конкурсах и соревнованиях. Взрослым кажется, что такими словами снижают риск возникновения психологической травмы в результате проигрыша. С другой стороны, принижение значения победы, которая достигается благодаря тому, что каждый участник постарался и приложил все силы, приводит к тому, что во взрослой жизни они будут сталкиваться с неудачами, не замечая за собой отсутствия стараний. Если «победила дружба», значит, люди должны не прилагать усилия, а быть дружелюбными, чтобы всем было хорошо. В реальном мире подобный подход не имеет своего положительного результата: если человек не стремится к победе, значит, проигрывает.
- Незаслуженная награда. Если родители покупают игрушку только потому, что «малыш хороший» либо одного ребенка желают поощрить за его заслуги, а второго – не обидеть, здесь возникают последствия. Ребенок вырастает неприспособленным к реалиям жизни. Он начинает думать, что имеет право требовать «вкусненькое» и «желаемое», не прилагая усилий. «Он же хороший»: почему мир не преподнесет ему подарков, которые он хочет получить? Человек ничего не делает, но многого хочет.
- Поучение без реальных примеров. Если родители учат тому, чему сами не следуют, малыш повторяет то, что видит, а не то, что ему говорят. Ему не интересно, что взрослые делали в годы, когда были в его возрасте. Ему важно то, что он видит на живом примере своих родителей в настоящее время. Обучение происходит лишь на примере: мама и папа каждый день что-то делают и как-то себя ведут, а ребенок смотрит и копирует их характеры и поведение.
- Ум – не взрослость. Следует понимать разницу между обладанием большим количеством знаний и навыками, которые помогают ежедневно справляться с повседневными задачами. Ребенок скоро начнет входить во взрослый мир, где нужно уметь зарабатывать деньги, налаживать общий язык, готовить кушать и т. д. Готовите ли вы его ко взрослой жизни? Пусть он будет самым умным, образованным, начитанным. Но это не поможет, если он не умеет общаться с людьми или ухаживать за собой.
- Признание своих ошибок родителями. Взрослые тоже ошибаются. Если они умнее деток, это еще не говорит о том, что они никогда не ошибаются. Родителям следует признавать свои ошибки. Дети скоро вырастут и сами увидят все промахи своих мам и пап. Лучше не терять доверия и авторитета.
- Сказочный мир. Переживая из-за того, что малыш будет плакать, страдать и горевать, родители стараются различными способами оградить его от всех бед. Они во всем его контролируют, всегда советуют, стараются сделать так, чтобы он не сталкивался с неприятностями. Таким образом они оказывают малышу «медвежью услугу», поскольку, когда он вырастет, они не всегда смогут быть с ним рядом. Он будет страдать, сталкиваться с горем и несчастьями. Неприспособленность к реалиям жизни будет наносить ему эмоциональный и психологический вред. Он жил в сказке, а теперь попал в кошмар. Справится ли с этим взрослый человек, который привык, что его постоянно кто-то оберегает и защищает?
- Обучение несамостоятельности. Примерно с 3-х лет ребенок начинает говорить: «Я сам!». Это большая радость для родителей, которые желают, чтобы он побыстрее стал самостоятельным и не требующим их постоянной заботы. Однако здесь встречается следующая трудность: родители не обладают большим терпением, чтобы подождать, когда ребенок сам оденется, или спокойствием, когда у малыша что-то не получается. Они не позволяют ему самому научиться выполнять работу, которая вначале выполняется медленно, неправильно, тяжело. Помогая или делая за ребенка его работу, они приучают к тому, что не нужно ничего делать. Нужно поплакать, сделать жалкий вид, подождать, и обязательно появится кто-то более сильный и умный, кто сделает за него всю работу. Насколько это эффективно в реальном мире?
Психология воспитания 2-летнего ребенка
В 2 годика ребенок становится более самостоятельным. Он начинает выражать свое мнение, понимает свои желания, осознает, что хочет поступать не так, как говорят родители. К этому следует относиться с пониманием, поскольку ребенок начинает учиться быть самостоятельным и понимать последствия своих поступков.
При воспитании 2-летнего ребенка следует давать ему право выбора. Обязательно спрашивайте ребенка о том, чего он хочет. Например, в случае, если он не хочет кушать, то просто отставьте тарелку и позвольте ему покушать тогда, когда он этого захочет. А если скоро нужно будет уходить с детской площадки, то спросите его, через 5 или 10 минут вы пойдете домой. Пусть малыш выберет, однако в указанное время нужно обязательно покинуть детскую площадку, как бы малыш ни противился. Это поможет ему понять последствия своих решений.
Психология воспитания 3-летнего ребенка
В 3 годика малыш начинает отдаляться от мамы. Он становится более самостоятельным, понимает свое «Я», что вызывает в нем капризное и истеричное поведение в ситуациях несогласия с мнением родителей.
В 3 годика родители должны принимать ребенка с его желаниями. Не нужно сильно потакать, но и запретов тоже не должно быть много. Относитесь к ребенку как к равноправному человеку, которым он и является.
Психология воспитания 4-летнего ребенка
В 4 года ребенок четко понимает свои желания, ярко проявляет его и настаивает. Деятельность становится более осознанной, хотя до этого он руководствовался эмоциями и инстинктами. В этом возрасте хорошо давать более умственную работу, начинать водить в секции и обучать алфавиту, чтению.
В этом возрасте малыш начинает задавать много вопросов «почему?», поскольку его все интересует. Взрослым нужно спокойно давать ответы на вопросы. А если ответа вы не знаете, то пообещайте, что обязательно его узнаете и дадите в такой-то день.
Также обратите внимание на общение ребенка со сверстниками. Если у него возникают различные трудности, тогда следует ему помочь в коммуникации с детьми.
Также в этом возрасте он начинает переживать множество эмоций, с которыми не способен справиться и даже понять. Родители должны с ребенком общаться и рассказывать, что с ним происходит и как это можно преодолеть.
В 4 годика девочек и мальчиков уже начинают воспитывать по-разному. Хорошо, если мальчиков начнут воспитывать папы, дяди и дедушки, а девочек – мамы, бабушки и тети. Здесь эффективными будут ролевые игры с ребенком.
Психология воспитания 5-летнего ребенка
В 5-летнем возрасте ребенок начинает замечать связи между людьми, усваивать социальные правила и нормы. Теперь ему очень важно понимать, как ему себя вести, каких друзей лучше выбирать и чем заниматься. Ребенок будет очень впечатлительно относиться к оценкам окружающих, в том числе и родителей.
Ребенок становится более целенаправленным. Он может привести игрушки в порядок, довести дело до конца, не отвлекаться. Если у ребенка возникают вопросы, на них следует отвечать, а не отмахиваться. Также нужно общаться с ребенком, обсуждать прошедший день, давать советы в проблемах, которые с ним возникают.
Итог
Первые воспитательные догмы ребенок усваивает в отношениях с родителями. До 7 лет ребенка можно воспитать, а потом уже происходит только коррекция. Это говорит о большой ответственности, которую должны на себя брать родители, воспитывая своих детей осознанно.