Психология воспитания детей 2, 3, 4, 5 лет

Каждый человек проходит через процесс воспитания – когда родители, воспитатели, учителя и окружение в целом пытаются развить в ребенке полезные качества и навыки, принятые в обществе. Психология воспитания детей является отдельной наукой, которая рассматривает особенности человеческого развития. Особенно важным воспитание становится в 2, 3, 4 и 5 лет, поскольку уже после 7 лет, как утверждают многие специалисты, можно лишь корректировать человека.

Психология воспитания детей 2, 3, 4, 5 лет

Каждый родитель занимается воспитанием своего ребенка. Это естественно, поскольку ребенок является еще чистым, незнающим и неумеющим. Однако специалисты сайта психологической помощи psymedcare.ru говорят о том, что процесс воспитания является длительным, непрерывным и сложным процессом. Можно сказать лишь то, что все родители совершат ошибки в воспитании своих детей. Невозможно за всем уследить и все понимать.

Что такое воспитание детей?

Воспитание детей – это определенный процесс привития маленьким людям навыков, качеств и взглядов на жизнь. Воспитываются дети для того, чтобы они были приспособленными к тому обществу и времени, в котором родились. Отсюда следует понимать, что в разные времена существовали различные методы и способы воспитания. То, что было правильно в былые века, уже может быть неверным для современного общества, которое живет по другим правилам и в иных условиях.

Все чаще можно увидеть плоды воспитания уже в подростковом и более взрослом возрасте. Мужчины становятся инфантильными, женщины – капризными, дети – агрессивными и злобными. Это является следствием воспитания, через которое они проходили. Самое страшное — методы у большинства родителей одинаковые. Все читают книжки и умные журналы, по которым стараются воспитывать собственных детей. Результат получается тот, который можно увидеть сейчас во взрослом мире или мире детей-студентов.

Психология воспитания детей 2, 3, 4, 5 лет

Родители занимаются воспитанием из благих намерений. Они желают обучить детей быть такими и вести себя так, чтобы выживать и достигать хоть каких-то успехов. Но сами взрослые зачастую являются «недоразвитыми детьми», которые каждый раз начинают возмущаться и быть агрессивными, когда им перечат. А ведь перечить родителям – одна из составляющих любого развития.

Существуют три фактора в воспитании:

  1. Родительское предписание «Так должно быть»: нужно чистить зубы, учиться и т. д.
  2. Родительское предписание «Как это нужно делать»: вот так нужно чистить зубы, учить уроки и т. д.
  3. Ответ ребенка на родительские предписания: «Не хочу, не буду». Он сопротивляется многому, чему его обучают.

Это является нормальным этапом. Ребенок не всегда будет послушным. Но взрослые почему-то не понимают этого и желают, чтобы чадо им всегда подчинялось.

Поскольку дети отнимают много сил и времени, большая часть людей хочет «приструнить» их, чтобы те не мешали заниматься другими делами. Ребенка превращают в пугливую собачку, которая будет выходить из своей конуры, когда ее позовут. Родитель не желает тратить время и силы, когда у него голова забита другими заботами. Здесь люди нередко прибегают к тем мерам воспитания, которые разрушают жизни детей.

Читайте еще:  Логотерапия Франкла

Психология воспитания детей 2, 3, 4, 5 лет

Следует отметить, что именно воспитание ребенка влияет на то, каким человеком он вырастет. А мамы и папы могут предсказать последствия своих мер? Они обучают детей тому, что «считается хорошим», по мнению общества. Но есть и то, чему взрослые обучают помимо своей воли, когда становятся обиженными или злыми на детей, которые их не слушаются. Родители часто сами превращаются в детей, которые капризничают или угрожают собственным чадам. Есть семьи, в которых детей бьют. Какими людьми они вырастут? Насколько счастливыми и успешными они будут в результате?

Родители «калечат» своих детей. Нет ни одной семьи, которая бы вырастила действительно здорового, сильного, адекватно мыслящего и приспособленного к взрослой жизни человека. В каждой семье наблюдается своя трагедия, которая проявляется в том, что ребенок имеет какие-то комплексы, психические травмы, страхи, убеждения, мешающие ему жить полноценно, и т. д.

Будучи неправильно воспитанным, каждый взрослый человек думает, что своих детей он уж точно воспитает так, как надо. Но когда проходит время, становится заметным, что и сам, будучи родителем, совершил немало ошибок, которые теперь скажутся на образе жизни родных детей. Исправить порой становится сложно то, что уже сделано. Еще труднее выработать стратегию воспитания ребенка, который в будущем вырастет идеальным примером счастливого, успешного и сильного представителя. Родители будут и дальше «калечить» своих чад теми мерами воспитания, которые применяют. Однако можно избежать некоторых ошибок, если о них знать.

Приведем следующие 7 ошибок родительского воспитания, которые уже имеют свои негативные последствия:

  1. Лозунги: «Победила дружба», «Главное – участие, а не победа». Подобные фразы часто используются на конкурсах и соревнованиях. Взрослым кажется, что такими словами снижают риск возникновения психологической травмы в результате проигрыша. С другой стороны, принижение значения победы, которая достигается благодаря тому, что каждый участник постарался и приложил все силы, приводит к тому, что во взрослой жизни они будут сталкиваться с неудачами, не замечая за собой отсутствия стараний. Если «победила дружба», значит, люди должны не прилагать усилия, а быть дружелюбными, чтобы всем было хорошо. В реальном мире подобный подход не имеет своего положительного результата: если человек не стремится к победе, значит, проигрывает.
  2. Незаслуженная награда. Если родители покупают игрушку только потому, что «малыш хороший» либо одного ребенка желают поощрить за его заслуги, а второго – не обидеть, здесь возникают последствия. Ребенок вырастает неприспособленным к реалиям жизни. Он начинает думать, что имеет право требовать «вкусненькое» и «желаемое», не прилагая усилий. «Он же хороший»: почему мир не преподнесет ему подарков, которые он хочет получить? Человек ничего не делает, но многого хочет.
  3. Поучение без реальных примеров. Если родители учат тому, чему сами не следуют, малыш повторяет то, что видит, а не то, что ему говорят. Ему не интересно, что взрослые делали в годы, когда были в его возрасте. Ему важно то, что он видит на живом примере своих родителей в настоящее время. Обучение происходит лишь на примере: мама и папа каждый день что-то делают и как-то себя ведут, а ребенок смотрит и копирует их характеры и поведение.
  4. Ум – не взрослость. Следует понимать разницу между обладанием большим количеством знаний и навыками, которые помогают ежедневно справляться с повседневными задачами. Ребенок скоро начнет входить во взрослый мир, где нужно уметь зарабатывать деньги, налаживать общий язык, готовить кушать и т. д. Готовите ли вы его ко взрослой жизни? Пусть он будет самым умным, образованным, начитанным. Но это не поможет, если он не умеет общаться с людьми или ухаживать за собой.
  5. Признание своих ошибок родителями. Взрослые тоже ошибаются. Если они умнее деток, это еще не говорит о том, что они никогда не ошибаются. Родителям следует признавать свои ошибки. Дети скоро вырастут и сами увидят все промахи своих мам и пап. Лучше не терять доверия и авторитета.
  6. Сказочный мир. Переживая из-за того, что малыш будет плакать, страдать и горевать, родители стараются различными способами оградить его от всех бед. Они во всем его контролируют, всегда советуют, стараются сделать так, чтобы он не сталкивался с неприятностями. Таким образом они оказывают малышу «медвежью услугу», поскольку, когда он вырастет, они не всегда смогут быть с ним рядом. Он будет страдать, сталкиваться с горем и несчастьями. Неприспособленность к реалиям жизни будет наносить ему эмоциональный и психологический вред. Он жил в сказке, а теперь попал в кошмар. Справится ли с этим взрослый человек, который привык, что его постоянно кто-то оберегает и защищает?
  7. Обучение несамостоятельности. Примерно с 3-х лет ребенок начинает говорить: «Я сам!». Это большая радость для родителей, которые желают, чтобы он побыстрее стал самостоятельным и не требующим их постоянной заботы. Однако здесь встречается следующая трудность: родители не обладают большим терпением, чтобы подождать, когда ребенок сам оденется, или спокойствием, когда у малыша что-то не получается. Они не позволяют ему самому научиться выполнять работу, которая вначале выполняется медленно, неправильно, тяжело. Помогая или делая за ребенка его работу, они приучают к тому, что не нужно ничего делать. Нужно поплакать, сделать жалкий вид, подождать, и обязательно появится кто-то более сильный и умный, кто сделает за него всю работу. Насколько это эффективно в реальном мире?
Читайте еще:  Экономическое насилие в семьях

Психология воспитания 2-летнего ребенка

В 2 годика ребенок становится более самостоятельным. Он начинает выражать свое мнение, понимает свои желания, осознает, что хочет поступать не так, как говорят родители. К этому следует относиться с пониманием, поскольку ребенок начинает учиться быть самостоятельным и понимать последствия своих поступков.

Психология воспитания детей 2, 3, 4, 5 лет

При воспитании 2-летнего ребенка следует давать ему право выбора. Обязательно спрашивайте ребенка о том, чего он хочет. Например, в случае, если он не хочет кушать, то просто отставьте тарелку и позвольте ему покушать тогда, когда он этого захочет. А если скоро нужно будет уходить с детской площадки, то спросите его, через 5 или 10 минут вы пойдете домой. Пусть малыш выберет, однако в указанное время нужно обязательно покинуть детскую площадку, как бы малыш ни противился. Это поможет ему понять последствия своих решений.

Психология воспитания 3-летнего ребенка

В 3 годика малыш начинает отдаляться от мамы. Он становится более самостоятельным, понимает свое «Я», что вызывает в нем капризное и истеричное поведение в ситуациях несогласия с мнением родителей.

Психология воспитания детей 2, 3, 4, 5 лет

В 3 годика родители должны принимать ребенка с его желаниями. Не нужно сильно потакать, но и запретов тоже не должно быть много. Относитесь к ребенку как к равноправному человеку, которым он и является.

Психология воспитания 4-летнего ребенка

В 4 года ребенок четко понимает свои желания, ярко проявляет его и настаивает. Деятельность становится более осознанной, хотя до этого он руководствовался эмоциями и инстинктами. В этом возрасте хорошо давать более умственную работу, начинать водить в секции и обучать алфавиту, чтению.

Психология воспитания детей 2, 3, 4, 5 лет

В этом возрасте малыш начинает задавать много вопросов «почему?», поскольку его все интересует. Взрослым нужно спокойно давать ответы на вопросы. А если ответа вы не знаете, то пообещайте, что обязательно его узнаете и дадите в такой-то день.

Читайте еще:  Отношения между мужчиной и женщиной

Также обратите внимание на общение ребенка со сверстниками. Если у него возникают различные трудности, тогда следует ему помочь в коммуникации с детьми.

Также в этом возрасте он начинает переживать множество эмоций, с которыми не способен справиться и даже понять. Родители должны с ребенком общаться и рассказывать, что с ним происходит и как это можно преодолеть.

В 4 годика девочек и мальчиков уже начинают воспитывать по-разному. Хорошо, если мальчиков начнут воспитывать папы, дяди и дедушки, а девочек – мамы, бабушки и тети. Здесь эффективными будут ролевые игры с ребенком.

Психология воспитания 5-летнего ребенка

В 5-летнем возрасте ребенок начинает замечать связи между людьми, усваивать социальные правила и нормы. Теперь ему очень важно понимать, как ему себя вести, каких друзей лучше выбирать и чем заниматься. Ребенок будет очень впечатлительно относиться к оценкам окружающих, в том числе и родителей.

Психология воспитания детей 2, 3, 4, 5 лет

Ребенок становится более целенаправленным. Он может привести игрушки в порядок, довести дело до конца, не отвлекаться. Если у ребенка возникают вопросы, на них следует отвечать, а не отмахиваться. Также нужно общаться с ребенком, обсуждать прошедший день, давать советы в проблемах, которые с ним возникают.

Итог

Первые воспитательные догмы ребенок усваивает в отношениях с родителями. До 7 лет ребенка можно воспитать, а потом уже происходит только коррекция. Это говорит о большой ответственности, которую должны на себя брать родители, воспитывая своих детей осознанно.

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Худей с нами
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: